Буржуазия везде одинакова. Экономия на пожилых

В Узбекистане обнародован проект пенсионной реформы. Среди прочих мер предлагается увеличить возраст выхода на пенсию и минимальный размер трудового стажа. Навязанные западными финансовыми институтами шаги могут осложнить и без того непростую ситуацию в социальной сфере.

В ситуации кризиса, вызванного развалом Советского Союза, значительная часть населения страны живёт в бедности, не имея перспектив выйти из этого состояния в ближайшие годы. Согласно данным Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (ФАО), почти 2 миллиона граждан республики постоянно недоедают. Недостаточное питание оказывает негативное влияние на здоровье. Сильнее всего от этого страдает подрастающее поколение: 53 процента детей испытывают дефицит витамина А, что приводит к задержке роста, подверженности инфекционным заболеваниям.

Что касается безработицы, то официальная статистика даёт довольно оптимистичные цифры. По информации министерства занятости и трудовых отношений, численность безработных составляет 837 тысяч человек, или 5,8 процента от экономически активного населения. Эти данные вызывают много вопросов — хотя бы потому, что экономика явно не справляется с трудоустройством жителей. Около 2 миллионов граждан Узбекистана постоянно работают в России, более 1 миллиона — в Казахстане.

Становиться трудовыми мигрантами людей заставляют как отсутствие рабочих мест, так и низкие зарплаты на родине. Среднедушевой доход в республике составляет 15,9 тысячи сумов (122 руб.) в день, что почти втрое ниже установленной ООН черты бедности. Если же учесть социальное расслоение, то миллионы жителей располагают куда меньшими средствами. Несладко приходится и пожилым людям. Минимальный размер пенсии по старости — 337 тысяч сумов (2,5 тыс. руб.), а средний составляет 600 тысяч сумов (4,6 тыс. руб.) в месяц.

Несмотря на это, власти инициируют реформы, результаты которых точно не облегчат жизнь простых граждан. Пенсионный фонд при министерстве финансов Узбекистана обнародовал проект концепции реформирования системы государственного пенсионного обеспечения. Во-первых, документ рекомендует поднять пенсионный возраст, составляющий сегодня 55 лет для женщин и 60 для мужчин. Конкретных предложений в проекте нет, однако в качестве примеров его авторы ссылаются как на соседние страны, где подобные реформы уже проведены, так и в целом на «международные стандарты». Указывается, что средний пенсионный возраст в мире — 62 года. В качестве первого шага правительство уже увеличило возраст выхода на пенсию для младшего и старшего офицерского состава. Для первого планка поднята с 43 до 45 лет, для второго — с 45 до 50 лет.

Во-вторых, авторы проекта предлагают увеличить минимальный трудовой стаж, дающий право получать пенсию по возрасту, с нынешних 7 до 15 лет. Это объясняется необходимостью усилить зависимость между размером пенсии и трудовым вкладом работника.

Обоснование реформы выглядит довольно странным. Как утверждается в концепции, «в скором будущем ожидается дисбаланс доходов и расходов Пенсионного фонда, что негативно повлияет на финансирование пенсий и других социальных выплат». Имеется в виду увеличение доли населения пенсионного возраста и увеличение нагрузки на экономически активное население. Так ли это? Доля пенсионеров по возрасту к общему числу граждан составляет сегодня 7,4 процента (для примера: в России — 25 процентов, в Казахстане — 12 процентов). По прогнозам, к 2025 году этот показатель возрастёт до 11 процентов, что, однако, также не является критическим порогом. Нельзя забывать и о том, что средняя продолжительность жизни в Узбекистане 69 лет (72 года для женщин и 66 лет для мужчин), поэтому ссылки на некие «международные стандарты» вряд ли уместны.

Многие вопросы отпадают сами собой, если поинтересоваться, кто именно является вдохновителем реформы. Как признают в Пенсионном фонде, проект основан на рекомендациях Всемирного банка и Национального пенсионного фонда Республики Корея. Видимо, там лучше понимают реалии и потребности Узбекистана!

В случае осуществления реформы республика может столкнуться с целым рядом проблем. Результатом повышения пенсионного возраста станет появление сотен тысяч новых рабочих рук, что обострит и без того сложную ситуацию с занятостью. Учитывая дефицит рабочих мест, пожилые люди могут остаться без средств к существованию. Большие сомнения вызывает и увеличение необходимого трудового стажа. 60 процентов трудоспособного населения не охвачено государственным страхованием, фактически являясь частью теневой экономики. Вместо решения этих проблем чиновники хотят сэкономить за счёт простых граждан. Что, впрочем, является отличительной чертой большинства постсоветских республик.

Сергей Кожемякин

г. Бишкек.

От РКД: буржуазия везде и всегда одинакова.


Ваш комментарий будет первым

Добавить комментарий

Популярное

Top