Зачем Украине американские тепловозы и почему мы за них переплатим почти в 2 раза

Подписание "Укрзализницей" контракта с американской корпорацией General Electric на поставку 200 локомотивов для железных дорог Украины на общую сумму миллиард долларов стало одной из самых спорных сделок за последние годы.

Уже в нынешнем году, как гласит официальная страница в Facebook посольства Украины в США, произойдет поставка 30 дизельных локомотивов серии «Evo».

Критики этой сделки указывают на то, что украинские заводы можно было перепрофилировать на выпуск подобного рода продукции. Кроме того, можно было отремонтировать уже имеющиеся на складах локомотивы, которые сейчас находятся на на ходу. Наконец, по какой-то причине тепловозы обойдутся Украине почти в два раза дороже, чем они стоят на рынке.

В связи с последним моментом тут же вспомнили скандальную закупку газовых вышек при Януковиче, за которые были переплачены сотни миллионов долларов, которые, как считает следствие, осели в карманах у тогдашних руководителей страны. Где может осесть переплата на этот раз и выгоден ли вообще Украине этот «контракт века» выясняла «Страна».

Контракт на миллиард 

Тепловозы, предлагаемые Украине компанией General Electric, — это односекционные магистральные локомотивы серии «Evolution». Они эксплуатируются по всему миру, а лидерами по закупкам считаются Индия, Китай, ЮАР, Австралия и Бразилия. Примечательно, что в США, где они разрабатывались, эти тепловозы не в ходу.

Часть этих тепловозов производится в Казахстане на заводе, где 50% акций принадлежат российскому ЗАО «Трансмашхолдинг», а другие 50% — General Electric.

Именно тепловозы из Казахстана и были поставлены в Украину в 2016 году для демонстрационных рейсов на Одесской железной дороге.

В финплане ПАО «Укрзализныця» на 2018 год предусматривалась закупка посредством финансового лизинга 25 тепловозов на сумму 3,4 млрд грн. Простая математика показывает, что стоимость одного локомотива — 136 млн грн. ($4,5 млн). Сейчас идет речь о договоренностях на поставку 30 локомотивов, общая стоимость проекта $1 млрд. Но это только на первом этапе — осень 2018 — весна 2019 года, то есть, по сути до президентских выборов.

В дальнейшем сотрудничество может быть продолжено. Так, издание LIGA.net со ссылкой на свои источники отмечает, что по договору General Electric должна обеспечить поставку в течении 7 лет от 150 до 175 тепловозов.

По условиям украинской стороны, эта техника должна состоять на не менее чем на 40% из украинских комплектующих. Для локализации производства локомотивов в Украине General Electric должен определить производственную базу среди украинских предприятий. Одним из вариантов компания рассматривает совместное производство с одним из локальных производителей ж/д техники. Главный претендент на партнерство — Крюковский вагоностроительный завод (КВСЗ).

Очевидно, в Украине планируется осуществлять сборку схожих с казахстанскими моделей.

Издание «Экономическая правда», в свою очередь, отмечает, что еще один контракт коснется модернизации 75 старых локомотивов «Укрзализныци». Кроме того, американцы откроют в Украине свой сервисный центр по обслуживанию техники.

Привлекать кредиты на закупку техники очевидно придется в валюте. Средства будут привлекаться на условиях финансового лизинга через наш Укрэксимбанк, а американский City Bank предоставит гарантии.

Переплата $2 млн на каждом локомотиве

В разговоре со «Страной» бывший замминистра инфраструктуры Александр Кава отмечает, что в результате этого контракта Украина переплатит $2 млн на каждом локомотиве. Более того, по его словам, учитывая стремление Украины к прозрачным закупкам, не понятно, почему локомотивы будут закупаться без проведения открытого тендера, где могли бы принять участие конкуренты General Electric.

«Такие большие объемы закупок по всей логике должны проходить по тендеру. General Electric продала Индийским железным дорогам 1000 тепловозов за $2,5 млрд, то есть стоимость одного тепловоза составила $2,5 млн. Для нас они выходят дороже, и не в условиях честной конкуренции», — говорит Кава.

По словам эксперта, для Украины было бы более выгодно ремонтировать уже имеющиеся локомотивы, которые находятся в распоряжении «Укрзализныци».

«Если посмотреть опыт Польши, Венгрии, Словакии, Германии, то в основном все страны отдают предпочтение модернизации того, что есть. Можно за гораздо меньшие деньги восстановить наши тепловозы, это создавались бы рабочие места в Украине, а украинские рабочие получали зарплату. Но вместо этого мы покупаем готовую продукцию, импортируем ее по завышенным ценам, поддерживая американского производителя. Радоваться особых поводов нету», — говорит «Стране» Кава.

Между тем, эксперты отмечают, что в развитых странах вообще давно отказываются от дизельных локомотивов, поскольку эффективность двигателя внутреннего сгорания довольно низкая.

«Коэффициент полезного действия такого двигателя составляет около 30%, в то время как у электрического двигателя КПД – свыше 90%. Закупая подвижной состав, который уже давно технически устарел, Украина обрекает себя на отставание в развитии на десятки лет, — говорит «Стране» президент Украинского аналитического центра Александр Охрименко. — Эти тепловозы будут золотые, бриллиантовые. Это чисто коррупционная схема. Такого плана локомотивы уже мало где используются, и за такие деньги можно было купить или больше таких же, или меньше да лучших. Вообще-то по закону положены тендера, но эти ребята, наверное, думают, что раз уже воруют, то им все можно, они сами подписывают контракты, сами себя контролируют, сами дерибанят».

Зеркала с обогревом

На сегодня в локомотивном парке «Укрзализныци» 609 магистральных грузовых тепловозов различных серий. Их средний возраст — 31 год при нормативном сроке службы в 20 лет. В принципе, у Украины, после того, как страна осталась без завода «Лугансктепловоз» по выпуску тепловозов с полным производственным циклом на подконтрольной территории, были и другие варианты пополнить свой парк тепловозной тяги.

Китайская компания CRRC, которая производит грузовой магистральный тепловоз CKD9C рассматривала возможность локализации производства в Украине. Был вариант закупки «бэушных» локомотивов в странах ЕС.

Почему предпочтение было отдано General Electric? Президент Петр Порошенко пояснил тем, что «нам сейчас нужно в кратчайшие сроки обеспечить самую современную технологию самых лучших локомотивов и технологию их локализации и производства в Украине».

В самой «Укрзализныци» заявляют, что американские тепловозы экологичные, надежные, экономичные в обслуживании.

«Конструкционная скорость — 120 км/ч. Тепловозы имеют большие межремонтные пробеги. Они оборудованы современными системами безопасности движения и радиосвязи, системой автоматического обнаружения пожара и пожаротушения. В них высокие тяговые свойства за счет встроенной компьютеризированной микропроцессорной системы управления и диагностики с электронным впрыском топлива. Кабина тепловоза оснащена системой климат-контроля. Есть холодильник, печь и эргономичный санузел. В кабине управления установлен высокопрочное лобовое стекло с электрообогревом. Зеркала заднего вида также обогреваются и с помощью дистанционного управления могут изменять свое положение», — говорится в официальном пресс-релизе «Укрзализныци».

Между тем, будущие машинисты американских локомотивов уже сегодня говорят о том, что после того, как сюда придет техника, «Укрзализницю» ожидают очередные траты на обучение персонала по ремонту и управлению этими локомотивами.

«Я сам машинист тепловоза и отлично знаю ситуацию с транспортом, во-первых, на эти колымаги нужно заново учиться, во-вторых, ремонтной базы нет, в-третьих — что на них возить, когда продукции нет в таком объёме, — пишет в социальных сетях машинист Андрей Огородник. —  Правильно, лучше бы капитальный ремонт сделали нашим тепловозам или модернизацию, и все и бабки в стране остались, рабочих мест было бы больше, такой объём хлынул бы ремонта на заводы + в основных депо не нужно было бы переобучать слесарей по ремонту этих тепловозов, да и смысл изучать заморскую технику, когда наша простая и надёжная. Очень жаль».

 

Политические резон

Впрочем, не исключено, что основной мотив сделки не имеет отношения собственно к потребностям украинских железных дорог, а лежит в политической плоскости.

«Не смотря на все влияние США на украинскую политику, американского бизнеса здесь не так много. Поэтому американцы заинтересованы расширить не только свое политическое влияние, но и продвинуть свои национальные экономические интересы, — говорит «Стране» политолог Руслан Бортник. — С другой же стороны, когда контракты подписываются без тендера, это повод задуматься, кто от них выиграет. В данной ситуации, как и с закупкой американского угля, это форма политической взятки американскому руководству. То есть крупные закупки у компании из США в надежде получить лояльность и поддержку со стороны нынешнего хозяина Белого дома. И перебить негативный информационный шлейф, который сейчас присутствует вокруг украинской власти в информационном поле Запада. Хотя, учитывая завышенную цену, не исключаю, что в данном случае может идти речь не только о политической взятке, но и о обычной коррупции. И в этом смысле тема тепловозов будет предметом расследования при следующей власти».

«Порошенко с 2017 года пытается всеми возможными способами умаслить Вашингтон. Чтобы ему дали возможность досидеть до 2019-го и безболезненно покинуть власть. И, если повезет, разрешили второй раз стать президентом. Порошенко пытается демонстрировать свою полезность Трампу по двум направлениям. Первое — это выполнение всех задач по «перезагрузке» Минских соглашений и вводу миротворцев. Вторая — это предоставление «зеленого света» американскому бизнесу в Украине. поскольку одно из ключевых предвыборных обещаний Трампа — это лоббизм бизнес-интересов США. именно в этом русле действия как по покупке дорогого американского угля, который не нужен Украине. Так и контракт на миллиард долларов на поставки американских тепловозов, хотя значительно дешевле можно купить европейские или же реконструировать украинские», — говорит «Стране» политический аналитик Дмитрий Корнейчук.

Известный журналист Александр Дубинский считает, что контракт по закупке у General Electric тепловозов — это попытка Порошенко задобрить американского посла Марию Йованович.

«Порошенко нужна лояльность Йованович, которая коммуницирует с Вашингтоном. И за эту лояльность он готов платить любые деньги. Конечно же, за наш счёт. Основания утверждать это даёт цена закупки тепловозов — которая почти вдвое выше, чем цена аналогичной модели GE для Казахстана: 4 млн долларов для Украины и 2 для казахов. Кроме переплаты, есть вопрос и с производителем тепловозов: контракт с Украиной нужен GE для того, чтобы загрузить мощности казахстанского завода КТЖ. 50% завода КТЖ принадлежит российской корпорации Трансмашхолдинг. Что означает — половина переплаты по контракту, около 250 млн долларов, достанутся россиянам», — считает Дубинский.

СТРАНА.UA

От РКД: главный вывод этой статьи — это то, что буржуйская власть Украины в очередной раз продала иностранным буржуям национальные интересы. Вместо того, чтобы востанавливать свою промышленность и обеспечивать собственных рабочих работой, власть делает все наоборот.


13 Комментариев к статье Зачем Украине американские тепловозы и почему мы за них переплатим почти в 2 раза

  1. Последние отрыжки колониальной системы образца 19-го века. Это когда метрополия втюхивает колониям свою готовую продукцию. А то «новый» империализм настолько обветшал, что опустился до того, что втюхивает колониям только уже своё сырьё — там уголь из Пенсильвании или ядерное топливо с старым оружейным хламом. А тут прямо доимпериалистической классикой повеяло.

  2. Интересный у нас народ. Когда шла речь об ассоциации с Евросоюзом, то есть о возможности бежать с Украины, на улицы и площади вышли миллионы людей. А когда встал вопрос о том, купить тепловозы за границей или изготовить самим, то есть о возможности жить в Украине, ни один человек никуда не вышел.
    Сразу отвечу на возражение: «Майдан, как раз, заграницей и организован. А кто ж будет организовывать выступление за украинский народ против General Electric?» Ясно, не Госдепа это дело. Это дело, в первую очередь, профсоюзов, в которых состоят работники украинских предприятий, способных производить локомотивы. Во-вторую очередь, это дело всех профсоюзных объединений, федераций и конфедераций, поскольку уничтожение заводов железнодорожного машиностроения повлечёт упадок обеспечивающих предприятий и отраслей.
    Но нет. Работники мирно кормят профсоюзные органы, которые мирно наблюдают, как государство изживает этих самых работников.

    • Ну, так это тоже из разряда классики. Пока народ может физиологически жить и приспосабливаться к существующим реалиям ( какими бы уродливыми и даже аморальными они бы ни были) — он не будет не бороться, ни бунтовать. Зачем бороться, рисковать, когда еще худо-бедно, но можно жить даже в условиях колониальной деиндустриализации?

      • Разве сейчас в Украине «физиологически жить и приспосабливаться к существующим реалиям» проще, чем в 1917-м году в Российской империи?

        • Конечно проще. Физиологическая жизнь современного украинского пролетария (как городского, так и сельского) многократно выше уровня жизни пролетариата начала 20-го века в Российской Империи, а затем (на очень короткий срок) в российской Республике и УНР. Однако, не стоит верить мне на слово, лучше лично поинтересуйтесь историей. Неплохая серия лекций на эту тему у Гоблина на разведопросе, называется «Клим Жуков про рождение Революции» 9 серий. Да и тут, на РКД, если покопаетесь в архивах есть статьи про уровень жизни народа в те времена. Изучив их, вы сами сможете трезво оценивать текущую ситуацию, без левацких эмоций как тут у некоторых.

          • Что касается жизни современного украинского пролетария — именно пролетария — в сравнении с пролетарием начала XX века в Российской империи, сомнений нет. Но речь ведь шла об уничтожении заводов. Чем их работники будут обеспечивать свою жизнь в дальнейшем?

  3. Понятно, что прикладывать один в один ситуацию в РосИмперии и современной Украины нельзя в смысле деиндустриализации. Но, общие черты есть. В РосИмперии тоже бушевали экономические кризисы во время которых закрывалась масса заводов, а рабочие без всяких пособий увольнялись ( увольнения в кризисном 1900-м достигали 60% пролетариев). Тогда рабочие ехали обратно в деревни где худо-бедно с голодовками (1900-1903, голод похлеще 33-го) переквалифицировались обратно в крестьян, а во время эк/подъёма ехали обратно в города. Заводы действительно тогда на мет/лом не резали только по одной причине — их мизерного количества. Доля заводского пролетариата тогда составляла едва 3% от общего населения ( столько-же было дворян), а с фабричным пролетариатом колебалось в самые лучшие времена на уровне 8-13%. В современной-же Украине режутся в основном высокотехнологичные предприятия (пережитки «проклятого» социализма), а заводы выпускающие полусырьё продолжают работать. Как правило все царские заводы продолжают работать, занимаясь грязным производством полусырья, а сокращённые рабочие вместо крестьянства довольно неплохо пристраиваются заробитчанами, в мелко-буржуазной сфере, обслуживании, охране и т.п. не особо «нужных» сферах которые наплодил капитализм. Поэтому украинских пролетариев не пугает деиндустриализация, поскольку капитализм их пристраивает в других сферах, как когда-то пристраивало крестьянство. И тогда в начале 20-го века тоже никто не бастовал «спасая» заводы от капитализма.

  4. Если «сокращённые рабочие вместо крестьянства довольно неплохо пристраиваются заробитчанами, в мелко-буржуазной сфере, обслуживании, охране и т.п. не особо «нужных» сферах которые наплодил капитализм», то почему они до сих пор работают на заводах, а не ушли в эти самые «не особо нужные сферы»?

    • Как я вижу по всё более и более неадекватным вопросам знать ты на самом деле ничего не хочешь, а хочешь просто подурачиться и постебаться. Ты не по адресу обратился. Рекомендую тебе пойти учиться в цирковое училище на клоуна.

  5. «Подыгрываю» я рабочим машиностроительных заводов и обеспечивающих их предприятий, которые в случае дальнейшей деиндустриализации Украины пойдут повышать благополучие граждан более «благополучных» стран или спиваться.
    А обозлился ты, видимо, потому, что загнал себя в логический тупик, пытаясь отстоять высказанное наобум утверждение: «Пока народ может физиологически жить и приспосабливаться к существующим реалиям ( какими бы уродливыми и даже аморальными они бы ни были) — он не будет не бороться, ни бунтовать. Зачем бороться, рисковать, когда еще худо-бедно, но можно жить даже в условиях колониальной деиндустриализации?»
    Привожу пяток примеров последнего десятилетия разных стран, когда народ, который мог «физиологически жить и приспосабливаться к существующим реалиям» получше рабочих Кременчуга, Днепропетровска или Харькова, бунтовал и боролся против деиндустриализации, причём во Франции и Израиле — явно рискуя:
    2008-й год, Бохум, Германия. Протест против закрытия завода Nokia [http://www.kpu.ua/uk/4198/nemtsi-protestujut-protiv-zakritija-zavoda-nokia]
    2012-й, Генк, Бельгия. Стачка против закрытия завода Ford [http://ukranews.com/news/168207-v-belgyy-desyatky-tysyach-rabochykh-ustroyly-protest-protyv-zakrytyya-zavoda-ford]
    2013-й, Рюэй-Мальмезон, Франция. Столкновения с полицией работников завода Goodyear, протестующих против ликвидации последнего [http://24tv.ua/ru/vo_frantsii_rabotniki_zavoda_goodyear_protestuyut_protiv_zakritiya_proizvodstva_n314838]
    2017-й, Иерусалим, Израиль. Протест работников Teva Pharmaceutical Industries с требованием сохранить предприятие, захватом менеджеров и угрозой взорвать химически опасный объект, если будет принято решение о закрытии [http://pharma.net.ua/news/world/18590-sotrudniki-farmacevticheskogo-predprijatija-teva-v-ierusalime-ugrozhajut-vzorvat-zavod]
    2018-й, Кунсан, Южная Корея. Стачка против закрытия завода General Motors [http://www.reuters.com/article/us-gm-southkorea/south-korea-union-says-gm-plant-closure-is-death-sentence-threatens-strike-idUSKCN1FY0EG]
    И теперь пример другого рода, но уже отечественный. Народ, вышедший четыре года назад на майдан, по крайней мере, киевский, физиологически жить мог, приспособиться к существующим уродливым и аморальным реалиям возможность имел. Тем не менее, он бунтовал, боролся, хотя бы и за чуждые ему интересы, рисковал, что подтверждают погибшие и раненые.
    Рабочим вагоностроительных заводов такая жизнь, какая была у «революционеров достоинства» до «революции», сейчас не светит, а тем более, не засветит после увольнения. Их худое и бедное бытие собирается вновь похудеть и обеднеть. Тем не менее, они мирно мыкаются, пассивно поддерживают уничтожающее их государство, и активно — потворствующие государству профсоюзные органы.
    Чтобы понять это явление, я и завёл беседу. Но поскольку ты свёл её к оскорблениям и препирательствам, в продолжении не вижу смысла.

    • Проэцировать реалии из развитых кап/стран с абсолютно другой классовой и экономической ситуацией на колониальную переферию Украины — полный бред. Плести байки про майдан, типа там был «обурэный» народ бесплатно стоявший за «идэю», а кормили его полгода киевские бабушки домашней консервацией и в упор не видеть там внутриклассовой борьбы — тоже полный бред. Говорить, что хлеб на рубль подорожал или прикрыли какой-то завод и поэтому щас грянет Революция — тоже бред, который болванит и деморализует массы. Короче обычное противостояние мелко-буржуазного левачества и научного классового подхода которым оперируют коммунисты. Что ошибочно, а что верно — уже история показала. Поэтому в случае с прокатчиком только 3 варианта. Первое — глупость. Второе — сознательное вредительство. Третье — психическая неадекватность с комплексом мании величия. Прокатчик, выбирай свой вариант. Лично я думаю всё-же первое и третье.

Добавить комментарий

Популярное

Top