Сущность наемного рабства. Часть 1

Данная статья – взгляд на сущность современного наемного рабства

Юридически все граждане буржуазной Украины свободные люди. Они имеют право по своей воле наниматься и увольняться с работы, пытаться заработать себе на жизнь натуральным хозяйством, предпринимательством или даже бомжевать, питаясь с помойки. Абстрактное понятие некой свободы возведено чуть ли не в религиозный фетиш капитализмом. К ней взывают, ею манят, агитируют на выборах, поклоняются, ставят в пример, в общем, чего с этой самой свободой только не делают, гвозди только ею не забивают… пока. Однако так ли на самом деле свободен рабочий человек в капиталистической стране?

Ранее сообщалось 150 лет «Капиталу»

Начать придется издалека. С того, что человек в отличие от животного не может напрямую взять от природы то, что ему необходимо для физического выживания и продления своего рода. Это животные рождаются с теплой шерстью для обогрева, они могут добыть себе пищу зубами и когтями, сходить к реке на водопой 1 раз в 3 дня, жить и плодиться в чистом поле – короче, напрямую брать у природы всё, что им нужно для жизни. Люди так жить не могут.

Человеку как минимум не обойтись без одежды, орудий труда, жилища и коммуникаций. Но, как уже говорилось, люди не могут всё это напрямую получить от природы, ведь одежда и топоры не растут на деревьях – их нужно изготовить. А для того, чтобы изготовлять материальные блага, человечество должно было организовать их производство, ибо только через производство люди могут брать от природы всё необходимое для обеспечения своей жизни.

Таким образом, люди обречены рождать вокруг себя производство, чтобы элементарно выживать. Но производство в свою очередь рождает собой производственные отношения между людьми – и вот здесь берет свое начало классовое общество, частная собственность и рабство во всех его формах.

Рабство в производственных отношениях появилось не сразу. Во время первобытнообщинного строя его еще не было. Живя общинами на заре человечества, люди сообща принимали участие в примитивном производственном процессе и разделе материальных благ. Однако с появлением излишков появилась частная собственность, знать, классовое деление. Эпоха первобытного коммунизма закономерно закончилась, и началась эпоха классового общества с его первой формацией – рабовладельческим строем с классическим рабством, когда человека напрямую продавали и покупали на невольничьем рынке.

Затем наступила следующая формация – феодализм, с его уже крепостной формой рабства. Работников в виде наследственной собственности вместе с землей и деревнями закрепощали за определенным феодалом. И наконец, последняя и самая совершенная форма рабства – наемное рабство, присущее капиталистическому строю. Совершенной ее делает целый ряд специфических черт, тщательно отформатированных в процессе развития эксплуататорского, классового общества. Рабовладельцам античности и феодалам даже мечтать не приходилось о такой идеальнейшей форме закабаления, которая сейчас имеется у их классовых наследников – капиталистов.

Так, древним государствам, чтобы заполучить рабов, приходилось вести постоянные захватнические войны. Это несло большие риски и финансовые затраты, отчего рабы на невольничьих рынках всегда, даже при удачных войнах, стоили очень дорого. Затем, потратившись на покупку живого товара, рабовладелец должен был обеспечить своего невольника пищей, жильем, одеждой – и это независимо от того, есть работа для рабов или нет. Ведь древний мир тоже сотрясали кризисы, и тогда простаивавшую рабочую силу рабовладелец вынужден был содержать за свой счет. Отпустить рабов он не мог, иначе они бы разбежались.

Немного лучше дела обстояли у следующего поколения эксплуататоров – феодалов. Уже не требовалось вести войны. Крепостные и так жили и плодились на их (феодальных) территориальных вотчинах и переходили к ним по праву наследования целыми деревнями. Кроме того, крепостные уже сами кормили себя с выделенных феодалом клочков земли, за аренду которых они отрабатывали барщину и платили оброк.

Самым главным недостатком классического рабовладения и крепостничества была открытая форма закабаления. Рабов и крепостных прямо покупали на рынке и получали по наследству. Эксплуатируемые открыто видели свою неволю и эксплуатацию, что приводило к частым восстаниям и незаинтересованности открыто закабаленных работников в результатах своего труда на господина.

Именно экономическая неэффективность открытых форм рабства заставляла эксплуататоров искать новые и экономически эффективные формы эксплуатации человека человеком. Пройдя через падение Древнего мира, феодализм и буржуазные революции, рабство подошло к своей самой совершенной и самой последней (об этом немного позже) форме – наемному, капиталистическому рабству. В чем же его преимущества по сравнению с предыдущими формациями?

Первое. Наемное рабство имеет скрытую, завуалированную форму эксплуатации. Человека более не покупают на рынке и не получают по наследству, а нанимают на работу. Создается иллюзия свободы и добровольности, но так ли это на самом деле? Как уже говорилось, человек невольно включен в производственные отношения, без которых ему не жить. Хочешь не хочешь, но ты должен работать, чтобы заработать деньги и на них купить себе необходимое для жизни, ведь напрямую от природы человек ничего (по факту) получить не может. А кому принадлежит производство и, следовательно, кто хозяин производственных отношений в капиталистической стране? Только капиталист! Значит, формально свободный рабочий невольно вынужден наниматься в наемное рабство к капиталисту, при этом даже не осознавая свое рабское положение и не чувствуя себя рабом.

Мнимая осязаемость свободы сводит к минимуму (но не исключает совсем) восстания и протестные выступления наемных работников, а также мелкой и средней буржуазии. Ведь официально все свободны. Не нравится гнуть спину на одного буржуя, можете уйти от него и наняться к другому кровососу (очуметь, какая свобода!) или попытаться заняться предпринимательством – «работой на себя». Однако, пополнив ряды мелкой или даже средней буржуазии, человек всё равно не исключает себя из производственных отношений и всё равно подвергается грабежу со стороны главного хозяина «пищевой цепочки капитализма» – крупной буржуазии. Порой внутриклассовый грабеж крупными капиталистами (олигархами) буржуев помельче еще более жесткий, чем грабеж пролетариев. Это порождает даже некоторую революционность взбесившегося от ужасов капитализма мелкого хозяйчика, делая его порой временным союзником восставших во время социалистической революции рабочих.

Второе. Именно в условиях наемного рабства раб впервые стал получать плату за свой труд. Ведь, как известно, античные рабы и средневековые крепостные зарплаты не получали. Естественно, наемный рабочий получает лишь жалкие крохи от капиталиста за продажу своей рабочей силы. Мы уже неоднократно писали на страницах нашего бюллетеня и на сайте «Рабочего комитета Днепропетровщины», как буржуи недоплачивают пролетариям, поэтому не будем на этом останавливаться. Кому интересно узнать, из чего состоит заработная плата, каков должен быть ее уровень и что такое прибавочная стоимость – добро пожаловать на сайт «РКД» и в интернет-архив бюллетеня.

Отметим, что с введением даже символической зарплаты капиталисты, в отличие от рабовладельцев и феодалов, смогли заинтересовать наемного работника в результатах своего труда на господина. Ведь пролетариям подсунули иллюзию, что чем больше и лучше они будут работать, тем больше смогут заработать (чтобы понять, что это не так, читайте наши статьи о прибавочной стоимости).

Особого успеха буржуи добились с введением сдельной оплаты. В погоне за «длинной копейкой» рабочие порой доводят себя до крайней степени утомления, создавая своим каторжным трудом фантастические прибыли капиталистам. Да, древним рабовладельцам и феодалам такое даже в радужных снах не снилось, чтобы их рабы и крепостные сломя голову приходили пораньше на работу, покупали за свои деньги инструмент и добросовестно трудились до изнеможения ради зарплаты, равной ничтожной доле от произведенного ими товара. Предыдущие поколения эксплуататоров, наверное, даже не поверили бы такой фантастике, которую может творить наемное рабство.

И в-третьих. Капиталистам более не надо, как их предшественникам, думать, как содержать рабочую силу в кризисные времена. Не надо более кормить простаивающих рабов и выделять землю крепостным, как это было ранее. При капитализме в случае кризиса наемных рабочих просто вышвыривают за забор «на вольные хлеба», а завод закрывают. Затем, когда между волнами кризиса (который при капитализме постоянен) наступает некоторый, как правило короткий, экономический подъем, завод снова открывают. Капиталист-работонаниматель (но никак не работодатель) дает объявление о приеме на работу, и наемные рабы сбегаются сами.

Их не надо, как раньше, сгонять на барщину и захватывать в плен на войне. «Благо», кризис и безработица, обретая в эпоху капитала циклическую последовательность и чудовищные, глобальные размеры, гонят рабочий люд идти в наймиты не хуже кнута надсмотрщика. Ведь ничем другим, кроме продажи своей рабочей силы, пролетарий прокормиться не может в нынешней системе производственных отношений, хозяином которой является буржуй.

Вот так новое наемное рабство обеспечивает капиталистов немыслимыми ранее прибылями, неся богатство меньшинству, а бедность и каторгу большинству народа.

Наверняка большинство рабочих (но не все), ознакомившись с этой статьей и даже осознав свое рабское положение, скажут: «Ну и что! Да мне всё равно, каким рабом быть. Главное, чтобы была работа и какой-никакой зарплаты хватало на жизнь, а там всё равно, на кого работать. И вообще ничего тут не поделаешь при такой совершенной системе порабощения».

Читайте также Империализм или глобализация

Вот об ответах на эти, самые распространенные, вопросы и пойдет речь в следующей статье. В ней мы напишем – почему большинство трудящихся не видят ничего плохого в наемном рабстве и совсем не прочь хорошо «рабоустроиться» на тепленькое местечко к какому-нибудь «хорошему» хозяину. И есть ли свет в конце тоннеля, есть ли конец у этой самой совершенной, но и самой последней формы эксплуатации человека человеком.

Продолжение следует…


1 Комментарий к статье Сущность наемного рабства. Часть 1

  1. Если исключить незначительные грамматические и механические ошибки, то статья будет полезна молодёжи, которая в учебниках образовательных заведений такого не прочтёт. Да людям старшего поколения полезно было бы вспомнить то, о чём уже давно забыли.

Добавить комментарий

Популярное

Top