Первомай – не праздник, а день борьбы за права трудящихся!

История боевого празднования Дня Международной солидарности трудящихся - 1 Мая.

«Я выступаю здесь как представитель одного класса перед представителями другого. Если вы считаете, что, повесив нас, вы уничтожите рабочее движение… движение, в котором ищут спасения миллионы людей, которые трудятся, не получая в награду ничего, кроме горя и нищеты, если вы так считаете, тогда зовите вашего палача. Повесив нас, вы погасите искру, но здесь и там, повсюду вокруг вас разгорается пламя. Пока это скрытый огонь, но вам его не погасить!» – это последние слова Августа Шписа, произнесенные им перед вынесением приговора.

Август Шпис и его соратники Альберт Парсонс, Юджин Шваб, Оскар Небе, Адольф Фишер, Георг Энгель, Сэмюэль Филден и Луис Линг – активисты рабочего движения, организовавшие массовые акции протеста в Чикаго в мае 1886 года. Главным требованием чикагских рабочих был восьмичасовой рабочий день.

В 1886 году весь Чикагский промышленный регион был охвачен забастовкой, и волна стачек и выступлений трудящихся прокатилась по всей стране. Стачки прошли в Нью-Йорке, Милуоки, Цинциннати, Бостоне, Питтсбурге, Сент-Луисе. Ряд работодателей под давлением рабочих вынуждены были пойти на уступки и снизить количество рабочих часов. В начале мая 1886 года в забастовке в Чикагском промышленном районе принимали участие уже 340 тысяч человек (11562 предприятия). 1 мая остановилось все железнодорожное сообщение, закрылись все складские, станционные и ремонтные помещения, замерли промышленные предприятия: машиностроительные, железоделательные, деревообрабатывающие, мебельные, скотобойные и мясоконсервные, приостановились погрузочные работы.

Частный капитал защищает себя всеми возможными способами: политическими, экономическими, полицейскими. Так, упреждая забастовку, на чикагском заводе сельскохозяйственных машин Маккормика хозяева объявляют локаут и привлекают к работе штрейкбрехеров. Во время митинга уволенных рабочих полиция провоцирует стычки и открывает стрельбу. Шестеро рабочих убиты.

На следующий день на площади Хеймаркет собрались от двух до трех тысяч человек. Митинг был, говоря сегодняшним политическим языком, санкционированный, на него дал разрешение мэр Чикаго, уверив собравшихся, что полиция вмешиваться не будет. Однако сразу после этих уверений на площадь прибыли полицейские и потребовали немедленно разойтись. Кто-то (как выяснилось позже, это был полицейский агент-провокатор) бросил бомбу в полицию, в ответ по митингующим открыли стрельбу. В результате десятки человек погибли и получили ранения.

Кровавая провокация властей сделала свое подлое дело, послужив поводом для антирабочей кампании. Но невозможно держать в тюрьмах десятки тысяч протестующих рабочих только одного Чикаго. И главными виновниками решили сделать восемь чикагских активистов. «Здесь решается вопрос о законности и анархии. Коллегия присяжных отобрала этих людей из числа других и предала их суду. Они виновны не в большей мере, чем те тысячи, которые идут за ними. Господа присяжные заседатели, осудите этих людей, и пусть это послужит примером для других», – заявил прокурор, потребовав смертного приговора.

И смертный приговор был вынесен четверым из борцов. 11 ноября 1887 года Шпис, Парсонс, Фишер и Энгель были повешены. Прокурор оказался прав лишь в одном: мученики Сенной площади стали примером не для тысяч, а для миллионов рабочих по всему миру. Но примером не страха, как на то рассчитывали, а мужества, стойкости и борьбы. Уже в следующем, 1888 году конгресс Американской федерации труда назначил на 1 мая всеобщую манифестацию американских рабочих.

В июле 1889 года Парижский конгресс II Интернационала объявил 1 мая Днём солидарности рабочих всего мира и предложил ежегодно отмечать его демонстрациями с социальными требованиями (например, 8-часовой рабочий день и др.)

1 мая 1890 года почти во всех крупных странах произошли забастовки и демонстрации рабочих. С этого времени установился год от года всё более крепнущий, всё более массовый и боевой пролетарский праздник – день революционной мобилизации международного пролетариата, день первомайских демонстраций под боевым лозунгом «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!».

Сегодня Первомай отмечают в 142 странах мира. Отмечают по-разному, но в основном традиционно: забастовками, демонстрациями протеста и митингами.

На территории Украины Первомай впервые праздновался в 1890 г. во Львове, входившем тогда в состав Австро-Венгерской империи. В Российской империи до 1917 г. этот день праздновался тайно – маевками. Первая маевка была проведена рабочими Харькова в 1900 г. Такие тайные собрания-маевки проходили во многих городах, в т.ч. и у нас в регионе. С ростом массовости и организованности рабочего движения, на волне революционного подъёма они уступают место массовым стачкам и манифестациям.

Впервые открыто отпраздновали Первомай в 1917 г. после Февральской революции: миллионы рабочих вышли на улицы с лозунгами: «Долой министров-капиталистов», «Вся власть Советам», «Долой империалистическую войну!». В 1918 г. в РСФСР этот праздник впервые в мире стал государственным. В тот же период Украина была оккупирована германскими и австро-венгерскими войсками, которые провозгласили марионеточное правительство гетмана Скоропадского, и рабочие вынуждены были праздновать тайно.

После победы идей Великой Октябрьской социалистической революции первомайские лозунги не потеряли своего боевого, международного значения. Это были лозунги против империалистической войны, важнейшие требования советской власти, отражающие коренные интересы рабочих и трудящихся крестьян.
Победа буржуазной контрреволюции в СССР в 1991 г. практически никак не повлияла на установившуюся в позднесоветское время практику проведения первомайских демонстраций. Полумещанское весеннее массовое гуляние, напрочь лишенное боевого, революционного содержания, отлично вписалось в либеральную идеологию новой буржуазной власти.

Очередной экономический кризис доводит нужду и возмущение трудящихся масс до последнего предела. Чтобы сохранить своё паразитическое существование, дворцы, предприятия, земли, мировой финансовый капитал стремится освободиться из тисков кризиса за счёт большего порабощения и эксплуатации рабочих и всех трудящихся вообще. Капиталисты ищут выход из кризиса в организации новой империалистической войны. От методов буржуазной демократии, этой прикрытой формы диктатуры буржуазии, империалисты переходят к методам фашизма – к открытой террористической диктатуре наиболее реакционных, наиболее шовинистических, наиболее воинственных элементов финансового капитала. Во многих странах сегодня усиливается фашистский террор и идёт гонка вооружений. Перед схваткой друг с другом буржуазия всех стран стремится подавить всякое протестное движение в своих странах.

1920-lebedev-proletarii-4Все мещанские мечты о райской жизни как в Европе, надежды на то, что американский и европейский капитал поднимет здесь «социальные стандарты», как у себя, тщетны. Нет в истории примеров, чтобы капиталисты по доброй воле «поделились» с рабочими самым дорогим, что есть у них – прибылью. Везде трудящимся массам приходилось бороться за свои права. Только сила давления организованного труда заставляла наиболее мудрых из них идти на некоторые уступки. И чем большую силу трудящиеся будут демонстрировать, чем с большей решимостью бороться, тем большие уступки возможны. Ведь уровень зарплаты в первую очередь определяется уровнем организованной борьбы рабочих. А если трудящиеся не противостоят, когда над ними ставят неолиберальные эксперименты, или хуже того, рассуждают о «классовом мире» и «партнерстве между работниками и работодателями», то уровень зарплаты падает значительно ниже, чем стоимость средств, необходимых для поддержания рабочей силы в трудоспособном состоянии.

Пока рабочие разобщены, нынешние правители Украины пытаются протолкнуть через парламент антирабочий Трудовой кодекс, который откатит права работников на уровень XIX века. Снова становится актуальным требование гарантированного восьмичасового рабочего дня.

Пока существует капитализм, для трудящихся всех стран Первомай – это не праздник, а день борьбы за свои права. А сила трудящихся – в их единстве и солидарности с борьбой своих товарищей независимо от того, на каком языке они разговаривают и какой цвет кожи у них, потому что у капитала нет национальности.

Это значит, что день 1 Мая в нынешней ситуации становится днём борьбы против фашистской реакции во всех странах мира.

Это значит, что день 1 Мая сегодня – это день борьбы всех трудящихся за свободу и демократию, за гражданские права, ущемляемые и растаптываемые буржуазным государством.

Это значит, что день 1 Мая должен стать днём борьбы десятков миллионов трудящихся против империалистической войны, которую затевает олигархия США, Европы, России, Украины.

Это значит, что день 1 Мая должен превратиться в день укрепления интернациональных связей и боевого единства рабочего класса разных стран, в день революционной переклички рабочих, в день подготовки к решающим боям за свержение капитализма, за установление диктатуры пролетариата, за власть труда во всём мире.


Ваш комментарий будет первым

Добавить комментарий

Популярное

Top