В. Суслов: «Дефолты стали привычным состоянием для Украины»

Украина  крепко подсела на кредитную иглу. Без траншей МВФ нашей стране грозит неминуемый дефолт, уверяют экономисты. Эксперты также утверждают, что нельзя лечить кредитный кризис только новыми кредитами. Если мы будем и дальше увеличивать долги, будет надуваться долговой «пузырь», который рано или поздно лопнет. О тяжелой экономической ситуации в нашей стране и постоянных угрозах дефолта корреспонденту ГолосUA рассказал финансовый аналитик, экс-министр экономики Украины Виктор Суслов.

— Виктор Иванович, существует ли реальная перспектива дефолта в Украине?

— Что касается дефолта, то всем украинцам пора привыкнуть к такому состоянию экономики. Ведь в декабре 2015 года у  нас состоялся дефолт, когда Украина не могла платить по своим еврооблигациям и состоялась реструктуризация этих обязательство. Это же фактически был дефолт. И ничего страшного. Также в декабре 2015 года Украина не выплатила кредит Российской Федерации, отказалась платить. Это тоже был дефолт. Поэтому надо привыкать к  тому, что дефолты  стали привычным состоянием для Украины, поскольку помимо  государственных дефолтов,  за эти периоды времени Украина пережила  большое количество  коммерческих  дефолтов, когда крупнейшие отечественные аграрные холдинги, банки, промышленные  концерны не смогли  рассчитаться по своим внешним обязательствам. В отдельных случаях добились реструктуризации своих  долгов, в  других —  не добились, но это все крупные корпоративные дефолты, которые, очевидно, будут  продолжаться и дальше, хотя бы потому что в этом году объем обязательств, которые в  целом должна погасить Украина, включая государственный долг и долг коммерческих организаций,  превышает 40 млрд  долларов. Естественно, за  год Украина  столько не погасит.  Государственного  дефолта в  2017  году, очевидно, не будет, однако  коммерческие дефолты  будут.     Что касается угроз государственного  дефолта,  то ближайшая угроза связана с окончательным решением Высокого суда Лондона  по долгу Украины перед Российской Федерацией на  3 млрд долларов.

— Как вы считаете, Украине придется все же выплатить этот долг?

— По предварительным результатам, по всем признакам Украина этот суд проигрывает. Окончательное решение еще не вынесено. Но сам факт, что суд принял решение о  рассмотрении этого дела по ускоренной процедуре и отметил, что Украина не смогла предоставить каких-либо убедительных доказательств для того, чтобы  рассматривать дело по  полной  процедуре, следовательно, поскольку не были  представлены серьезные доказательства для того, чтобы Украине не платить, в этом году, очевидно,  соответствующее решение вынесено будет. Пока объем валютных резервов Украины позволяет эту сумму выплатить, если будет подобное решение Высокого суда Лондона, несмотря на очередное объявление Украины о своей неплатежеспособности и неспособности платить.  Но все равно низкий уровень платежеспособности, низкий уровень украинских рейтингов как заемщика, — все это говорит о  том, что иностранные инвестиции в  страну не придут, они и не приходят сейчас.  Экономическая ситуация в стране будет оставаться тяжелой. А дальше, начиная с 2018 и 2019 года, когда резко возрастут объемы обязательств, которые нужно будет выплачивать, по ранее набранным долгам,  конечно, финансовая ситуация станет еще хуже, еще тяжелее.

— Оптимистических прогнозов нам пока ждать не приходится…

— Увы. Сейчас самая яркая тема, которая везде активно обсуждается под давлением МВФ,  – это, конечно,   фактический дефолт нашего Пенсионного  фонда. Когда при сумме дефицита Пенсионного фонда, превышающей 140 млрд грн в этом году, который вынужден покрывать государственный бюджет, когда Валютный фонд настаивает на сбалансировании Пенсионного фонда, но для этого  нужно  провести заведомо непопулярные решения, связанные, как заявил в своей статье глава миссии МВФ в  Украине, с сокращением количества пенсионеров, чтобы меньше им платить. Вот это самые болезненные дефолты. Потому что  страна  идет уже к той  ситуации, когда она неспособна выплачивать и пенсии пенсионерам. Это дефолт перед пенсионерами на повестке дня. Поэтому придется тут принимать какие-то решения,  потому что нельзя просто  отказаться выплачивать пенсионерам пенсии. Решение должно бы было быть  связано с восстановлением работы экономики, но у нынешней власти не получается эффективно управлять экономикой. Конечно, сегодня объемы нашего производства намного ниже, чем они были  в 2013 году. Валовой продукт упал процентов на 15 по сравнению с 2015  годом. Соответственно, очень трудно рассчитывать на улучшение  экономического положения.

— Что будет с банковским сектором после ухода Гонтаревой?

-Гонтарева пока еще не ушла, и мы не знаем, кто будет вместо нее. Объявлено было, что она подала заявление по отставке, но для этого еще должен Президент подать представление в Верховную Раду на ее увольнение, Верховная Рада должна еще проголосовать, поэтому пока еще сложно говорить об  изменении политики Национального банка. Когда будет назначен новый глава НБУ, новое правление, будут объявлены новые принципы политики, тогда  мы может как-то  оценивать изменения. Я, например, убежден, что главной ошибкой уходящего  руководства Национального банка Украины было то, что это руководство  не видело технических связей между состоянием экономики и состоянием банковской системы, что это руководство   допустило резкое падение объемов кредитования реального сектора экономики, допустило банкротство чрезмерного количества банков, возложив, по сути, тяготы  выплат на бюджет. Конечно, мощнейший удар по банковской системе  стал мощнейшим ударом по украинской  экономике.

— На ваш взгляд, удастся ли восстановить банковский сектор?

— Восстановить все это будет очень сложно, практически невозможно, по крайней мере, в короткий период времени.  Новое руководство Национального банка должно будет объявить о программе своих действий. Эта программа, конечно, должна быть нацелена на стимулирование развития экономики, поскольку то, что огромные кредитные ресурсы того же Национального банка были вложены в ценные  бумаги правительства, в кредитование бюджета, — это  тоже ошибочная практика, потому что бюджет у нас не производит  новых ценностей, материальных  продуктов, бюджет производит только потребление.  В общем, такие вот серьезные ошибки в макроэкономической политике — все ложится сейчас на руководство Национального банка как    одного из основных виновников  кризисного положения  в  стране. Происшедшее регулирование банковской системы Украины очень ярко показывает, что нельзя ставить во главе Национального банка людей, которые всю жизнь  специализировались фактически на финансовых  спекуляциях, на торговле ценными бумагами (у нас ведь фондового рынка нет, это были в  основном спекулятивные операции). Нельзя спекулянтов ставить во главе главного банка страны.

Источник

 

 

Ваш комментарий будет первым

Добавить комментарий

Популярное

Top