Транш в обмен на кодекс: МВФ ожидает принятия ТК

Никогда еще трудовые права не были объектом политических торгов в такой форме. Украинская олигархия продает транснациональному капиталу последнее. Как свидетельствует февральский Меморандум с МВФ, Кабмин не собирается в этом году повышать пенсионный возраст, но готов принять Трудовой кодекс.

Новый меморандум едва ли не впервые предусматривает широкий демонтаж трудовых прав. В частности, предусмотрено:

1) отмена устаревших норм, которые ограничивают возможности работодателя корректировать занятость в зависимости от условий труда (!);

2) сокращение перечня «защищенных» категорий работников до конца декабря 2018 года (матери, пенсионеры, молодежь?);

3) пересмотр трудового законодательства для «преодоления существующей жесткости и лучшего его приспособления к потребностям современного рынка труда» до конца декабря 2017 года.

Под этим, скорее всего, завуалировано принятие нового Трудового кодекса, о чем уже не раз в этом году говорил министр социальной политики. Опять предлагается решать проблемы богатых за счет бедных, но теперь последние почувствуют это непосредственно на своих правах. Потерять работу станет проще, получить отпуск труднее, а видеонаблюдение станет привычным.

Речь идет о наборе мер, которые не принесли результата в Европе. Их результатом стало не повышение мобильности работников или развитие предпринимательства, а уменьшение солидарности и рост неравенства. Эти последствия отмечают эксперты Еврокомиссии, разрабатывающие «Европейские основы социальных прав».

Ранее был опубликованАНАЛІЗ ПРОЕКТУ ТРУДОВОГО КОДЕКСУ УКРАЇНИ

Если Кабмин выбрал такой путь, то это досадно. Ведь во всех странах, где ухудшение защиты работников прикрывалось антикризисными мерами, это не дало положительного эффекта.

1) Либерализация отношений найма не имеет отношения к экономии государственного бюджета. Большинство реформ в ЕС, вызванных кризисом 2008 года, касались сферы труда (44%). Но они не способствовали уменьшению безработицы или уменьшению бюджетных расходов. Самыми активными реформаторами выступали бедные страны (Греция, Испания, Португалия), тогда как меньше изменений внедрили богатые страны (Дания, Финляндия, Германия). Упрощение увольнения не играет существенной роли в условиях приватизации. Теоретически гибкость труда в бюджетном секторе может привести к экономии финансов. Но в этой сфере государство и так широко внедрило срочные отношения (в частности, для работников образования и культуры).

2) Гибкость вредит экономике в ближайшей и долгосрочной перспективах. Имея возможность легко уволить работников, работодатели выбирают виды деятельности, которые дают быструю прибыль (торговля, АПК, масс-медиа). В то же время хрупкий характер отношений заставляет граждан делать сбережения на будущее и меньше потреблять. Простота увольнения может, наоборот, углубить рецессию: как показывает опыт отдельных стран ЕС, временные работники теряли рабочие места уже при первых признаках спада.

3) Международная организация труда (МОТ) постоянно подчеркивает недопустимость улучшения инвестклимата за счет трудовых прав. Проведенные организацией исследования показывают, что связь между экономическим ростом и трудовой реформой очень слабая. Изучив опыт 63 стран, включая развитые, МОТ констатирует отсутствие влияния антикризисных реформ на занятость или экономический рост. «Изменения, которые ослабляют законодательство о защите занятости, вероятно, приведут к обратным результатам для работы», – отмечается в отчете. Впоследствии и Всемирный банк при составлении рейтинга Doing Business официально отказался от критерия регулирования рынка труда. Отождествление слабости защиты работника и удобства ведения бизнеса в настоящее время выглядит аморальным.

4) В условиях, когда бизнес начал адаптироваться к новым соцстандартам, либерализация станет шагом назад. Правительство отчитывается о том, что количество рабочих мест растет, как и покупательная способность. Значит, у бизнеса были ресурсы на это. В предыдущие годы картина выглядела иначе: например, уменьшение ЕСВ было направлено на доходы владельцев, а не рост зарплат. Теперь же предлагается уменьшить требования к работодателям путем принятия удобного для них ТК.

5) Принятие Трудового кодекса по требованию МВФ будет противоречить принципам социального партнерства. Международная организация труда советует разрабатывать трудовое законодательство с учетом позиций социальных партнеров. Тогда как в данном случае речь идет о навязывании воли кредитором. Он ставит требование принять акт до 2018 года и не ставит это в зависимость от переговоров между работниками и работодателями. Это подрывает легитимность подобных преобразований. Ссылаясь на данные МВФ, эксперты МОТ указывают на отсутствие «статистически значимой связи между жесткостью закона о занятости и уровнем занятости». История знает не так много случаев, когда реформа трудового законодательства становилась политическим требованием МВФ. Эти примеры вряд ли можно назвать удачными. В частности, речь идет о меморандумах с Россией и с Грецией. В России это означало конец профсоюзного движения, а Греции это не помогло остановить кризис.

Также в Меморандуме косвенно говорится о намерении сохранить политику дешевой рабочей силы и ускорить деградацию социальной сферы:

– отвязать коллективные договоры от показателя минимальной зарплаты. Это означает, что на отдельных предприятиях зарплата не будет расти одновременно с минимальной. Явление «децентрализации коллективно-договорного регулирования» критически оценивается в Европе. Не исключено, что следующим шагом станет возможность приостановки действия отдельных трудовых прав с помощью коллективных договоров;

– дано обещание воздерживаться от повышения минимальной зарплаты в 2017 году и, вероятно, в 2018-м. Фонд оплаты труда госслужащих будет составлять около 11,3% ВВП, поэтому правительство обещает его уменьшить. Конечно же, за счет медицинской, образовательной и пенсионной реформ, то есть в ущерб обществу (до конца 2017 года количество бюджетников уменьшится на 4%). «Более достойные» зарплаты анонсированы только для работников создаваемой финансовой полиции;

– до мая будет проведена «комплексная пенсионная реформа», включающая «увеличение эффективного трудового стажа для выхода на пенсию»;

– обеспечена «полная либерализация тарифов на газ», что требует отдельного исследования;

– предусмотрено ликвидировать упрощенную систему налогообложения для ФЛП до 2018 года. Вместо всего этого – легализация добычи янтаря.

Очередная пенсионная реформа вызвала бы широкое возмущение, тогда как министры надеются, что о вреде Трудового кодекса и других неолиберальных новаций население ничего не знает. Народ должен выразить свое недовольство, показав, насколько ошибается элита в своих прогнозах.

Виталий Дудин

Источник

От редакции РКД: Империализм или глобализация


Ваш комментарий будет первым

Добавить комментарий

Популярное

Top