Нам дали 100%-й отказ и мы решили пойти своим путем

Нас поддержало абсолютное большинство. Мы впервые за историю предприятия, как простые люди, как простые машинисты, провели собрание. Внесли 19 предложений. Также внесли предложения по делегатам и по главе профкома (по тайному голосованию, потому что многие тогда боялись голосовать открыто). Наше руководство сделало все, чтобы это сорвать. Ни одно из предложений не было принято. Абсурд полнейший. На следующий день мы перекрестились, собрались и создали свой независимый  профсоюз. Вышли из старого. Мы в том профсоюзе сначала хотели чего-то добиться. Но нам дали 100%-й отказ и мы решили пойти своим путем. Ни на кого не обижаемся и ни о чем не жалеем. Жизнь идет вперед.

Моментально добились оплаты дороги

За эти полгода нам удалось добиться возврата денег за билеты . И еще удалось добиться оплаты некоторых видов работ, которые раньше не оплачивались.А самое главное то, что на нас начали обращать внимание,появился хоть какой-то диалог. Мы работаем по всей Украине и нас из какой-то точки после окончания смены могли отослать домой за свой счет. Нам не только дорогу назад не оплачивали, но еще и «дорогу вперёд». Мы в оба конца за свои ездили. По законодательству Украины, в таких случаях, предприятие должно дорогу оплачивать. Мы написали руководству обращение официальное и оно сразу приняло решение оплачивать дорогу. Все это было решено за одну неделю буквально, потому что мы направили официальный документ и зарегистрировали его. Профсоюз дал нам юридическую субъектность и моментальную возможность решить этот вопрос. Плюс сейчас мы решаем вопрос с оплатой труда проходящего вахтовым методом. У нас получается два периода работы. Все лето мы ремонтируем путь — до морозов самых. А потом идем в отпуск и зимой ремонтируем технику. Но опять же, вне нахождения наших семей, вне прописки. Опять же по закону, если ты работаешь на выезде, то ты должен компенсацию полевых затрат получать. Нам их не платили. Манипулировали, опять же, этими неточностями в законах. Но мы практически уже доказали свою правоту. Очень надеемся на положительный исход – этого ждут сотни машинистов.

Ранее: в Европе время на дорогу засчитают за рабочее

По примеру американских профсоюзов ставим себе 2-3 задачи на сезон

Ну мы вот знакомились с опытом европейских и американских профсоюзных коллег. Они как говорят? Надо, говорят, ставить 2-3 реальные цели за сезон и их добиваться. Вот мы поставили себе два вопроса. О графике работы (потому что непонятно как сегодня графики составляются) и об оплате труда товарищей, которые вахтовым методом в зимний период работают. Мы вот уже 4 месяца занимаемся одним вопросом уже. Тяжеловато. Вопросов у нас много, но объять необъятное нереально. Несмотря на значительный прирост мы все еще малочисленны. У нас не хватает средств. Были бы средства — мы бы привлекали независимых адвокатов, юристов. Тратили бы на это деньги. Не на подарки к праздникам, а на основное предназначение профсоюзов (защиту его членов). Мы абсолютно же на диалог настроены. Нам не нужна  война. Но мы хотим, чтобы время монологов, когда говорит только начальник, кануло в Лету. Сели — решили: решается или не решается. Работа в правовом поле — в таком, какое есть. Ну, конечно, в будущем можно будет и усовершенствовать.

Смотри также: Профсоюзы в системе социального диалога

Время страха уже прошло

Временами сталкиваемся с давлением. Но время страха уже прошло абсолютно. Потому что если не мы, то уже никто не возьмет это в свои руки. То есть мы только сами себе можем помочь и мы сами виноваты, что раньше этим не занимались. То есть раньше еще как-то и зарплата устраивала. А когда года три назад поняли, что все пошло на самотек и что мы больше никому не нужны как рабочий класс, то решились.

От редакции РКД: Превращение рабочего класса «из класса в себе в класс для себя»

За полгода численность нашей организации выросла в 10 раз

Хотело много людей (сначала около 100 человек) вступить. А пошло только семь сначала. Но уже нас 55. Я планировал 50-60 к концу года. Но ведь это еще не конец года. Может быть к январю человек 70 как раз и будет.

Формулировка «оплачивается при наличии средств» — просто убивает

Основная проблема — это постсоветские законы, не дающие четких ответов ни по графику работы, ни по оплате труда, ни по взаимоотношениям работников и руководства, ни по колдоговору. Колдоговор – это документ, который внутри предприятия регулирует отношения между работниками и руководством. А колдоговор у нас пишется по постсоветским законам, то есть таким образом, что при сегодняшних реалиях некоторыми пунктами можно манипулировать. Например, график рабочего времени для сезонных путевых работ не имеет четкой привязки к самой работе. Часто бывают сбои в рабочем времени, приходится перерабатывать. И вот здесь возникают вопросы без ответов. А ответ прост, мы как машинисты ССРС (спеціальний самохідний рухомий склад)  в отличие от машинистов локомотивов, нигде юридически не прописаны. Хотя работаем под контактным проводом, он же для всех одинаков, отсюда и пенсия и все остальное. Также, например, график работы в период ремонта (зимний период, конец осени начало весны) не имеет четкого правового статуса. Отсюда и правовые коллизии с этим связанные, которые пытаемся разрешить в правовом поле. А формулировка «оплачивается при наличии средств» – отвечает сама за себя, просто без комментариев. И таких вопросов, поверьте, очень много.

Ранее сообщалось, что свободный профсоюз железнодорожников Украины требует поднятия зарплат и социальной защиты железнодорожников

Колдоговор и  профсоюз были раньше инструментами сдерживания рабочих

Ну что такое колдоговор? Это документ который нужно сначала всем обсудить, внести поправки и принять как основной документ. Вот как у нас было раньше? Нашему предприятию 13 лет. Государство положило колдоговор, тот профсоюз, в котором мы  были раньше сказал «надо проголосовать», проголосовали и всё. Впервые в жизни за 13 лет работы предприятия мы провели собрание трудового коллектива и определили, что есть моменты, которые нам не подходят. Руководство ответило: «Мы ничего менять не будем». То есть, как получается, колдоговор пишется только с учетом интересов руководства? Выходит при таких условиях колдоговор и профсоюз были просто инструментами сдерживания рабочих. И сейчас хотим принять новый, более справедливый колдоговор, основной целью которого будет устранение расплывчатых формулировок, позволяющих руководству манипулировать отдельными пунктами. То есть, чтобы было там так — «четкий вопрос — четкий ответ». Но основное, я считаю, это надо менять трудовое законодательство, причем в комплексе с охраной труда медициной, пенсией и всем, что с этим связано.

Смотри также: АНАЛІЗ ПРОЕКТУ ТРУДОВОГО КОДЕКСУ УКРАЇНИ

Законы надо согласовывать с независимыми профсоюзами

Олигархи тоже считают, что нужно менять трудовое законодательство. У них даже уже есть принятый в первом чтении вариант Трудового кодекса. Там разрешается рабочий день увеличивать, права профсоюзов сведены на нет. Я хочу сказать, что любая попытка это может быть даже хорошо, но должно быть массовое обсуждение этих вопросов. Потому как, что такое железная дорога? Это в первую очередь безопасность. А многие моменты просто на грани находятся. Чуть-что не так, цепочка неприятностей — и сошел поезд. Когда где-то какое-то ЧП у нас происходит, начинаешь смотреть и видишь: длинная цепочка. Там тот что-то не так сделал, там тот  не проинструктировал и т.д. Поэтому с холодной головой надо подходить к таким реформам. И с охраной труда надо продумать, и с зарплатой, и со всем. Принять только одну какую-то ветку изменений нельзя. Я считаю нужно принимать комплексно продуманный документ. И согласовывать его именно с независимыми профсоюзами. Потому что, вот к примеру, наша профсоюзная организация только полгода существует, а уже у нас полтора десятка обращений, есть какие-то сдвиги. И юристы наши смотрят это постсоветское законодательство и говорят, что да, там много моментов хороших, но некоторые  формулировки, позволяющие манипулировать, сводят весь позитив на нет.

ИТОГ: Что такое РАБОЧИЙ ПРОФСОЮЗ ?