Что такое «диктатура пролетариата»

Что такое «диктатура пролетариата»
Что такое «диктатура пролетариата»

Диктатура пролетариата – это, по В.И.Ленину, совершенно новая форма власти, она «есть самая беззаветная и самая беспощадная война нового класса против буржуазии, сопротивление которой удесятерено ее свержением».

В рейтинге наиболее оболганных идей положение марксизма «диктатура пролетариата», наверное, будет одним из первых. Оно и понятно, ведь без него марксизм, несмотря на всю свою жесточайшую критику капитализма, был бы абсолютно безвредным для буржуазии учением. Поэтому неудивительно, что буржуазия потратила немало сил, чтобы демонизировать именно это ключевое положение. Какие только апокалиптические картины не рисуют СМИ: красный террор, жесточайшая диктатура, «Архипелаг Гулаг», расстрелы, кухарки и прочие «шариковы», управляющие государством, и как следствие – голод, нищета, всеобщий страх и прочие ужасы. Но если вы хотите разобраться в том, что действительно представляет собой «диктатура пролетариата», то прочтите данную статью до конца, а также работы, которые будут в ней цитироваться.

Основные положения о том, что это такое, хотя и не используя термина «диктатура пролетариата», изложили Маркс и Энгельс еще в 1847 г. в «Манифесте коммунистической партии». «История всех до сих пор существовавших обществ (за исключением истории первобытной общины – добавил впоследствии Энгельс) была историей борьбы классов. Свободный и раб, патриций и плебей, помещик и крепостной, мастер и подмастерье, короче, угнетающий и угнетаемый находились в вечном антагонизме друг к другу, вели непрерывную, то скрытую, то явную борьбу, всегда кончавшуюся революционным переустройством всего общественного здания или общей гибелью борющихся классов… Вышедшее из недр погибшего феодального общества современное буржуазное общество не уничтожило классовых противоречий. Оно только поставило новые классы, новые условия угнетения и новые формы борьбы на место старых. Наша эпоха, эпоха буржуазии, отличается, однако, тем, что она упростила классовые противоречия: общество все более и более раскалывается на два большие враждебные лагеря, на два большие, стоящие друг против друга, класса – буржуазию и пролетариат».

Грубо говоря, угнетенные классы предыдущих формаций в современном капиталистическом обществе еще остаются, но их уклад постоянно разрушается по мере развития рыночных отношений. Узкому меньшинству из остатков феодальных и мелкобуржуазных слоев удается пробиться в класс буржуазии, а подавляющему большинству уготована судьба после разорения пополнить ряды пролетариата. Все эти разоряющиеся классы хотели бы приостановить процесс своего разорения, поэтому они консервативны и даже реакционны, т.к. желают вернуть прежние «хорошие времена». История «пошутила», и к «реакционным» слоям в современном постсоциалистическом обществе относятся также и остатки социалистических классов, гораздо более прогрессивной формации. Единственный угнетенный класс, являющийся продуктом собственно капитализма, – это пролетариат.

Господствующим классом в современном капиталистическом обществе является буржуазия. Именно в интересах класса капиталистов пишутся законы (вспомните пенсионную и медицинскую реформы, проект нового рабского Трудового кодекса и др.), действует правительство и президент (повышение тарифов на коммуналку). На страже интересов класса капиталистов стоят армия, СБУ, полиция (репрессии против протестующих, коммунистов и др.). Интересы класса буржуазии пропагандируют практически все СМИ.

Главным интересом любого капиталиста является прибыль и обеспечение ее получения, это и есть функция буржуазного государства. Что бы ни было записано в Конституции Украины – государство функционирует в интересах капиталистов и только их, т.к. государство есть аппарат насилия и подавления господствующим классом угнетенных классов. Именно это и есть диктатура буржуазии, которая может быть скрытой за красивым фасадом – буржуазной демократии, или менее красивым и даже кровавым – фашистской диктатуры. Суть одна – осуществление господства буржуазии. Поэтому наивны апелляции угнетенных к институтам, которые обеспечивают господство над ними капиталистов. «Государство, это организованное насилие, возникло неизбежно на известной ступени развития общества, когда общество раскололось на непримиримые классы, когда оно не могло бы существовать без «власти», стоящей якобы над обществом и до известной степени обособившейся от него. Возникая внутри классовых противоречий, государство становится «государством сильнейшего, экономически господствующего класса, который при его помощи делается и политически господствующим классом и таким путем приобретает новые средства для подчинения и эксплуатации угнетенного класса» (В.И. Ленин, «Карл Маркс»).

Классическое определение пролетариату было дано Ф. Энгельсом в его работе «Принципы коммунизма»: «Пролетариатом называется тот общественный класс, который добывает средства к жизни исключительно путём продажи своего труда, а не живёт за счёт прибыли с какого-нибудь капитала». А К.Маркс в «Капитале» теоретически доказывает, что только пролетариат создает прибавочную стоимость. Т.е. не буржуазия, а пролетариат создает стоимость и все материальные ценности. Поэтому пролетариат в капиталистическом обществе является единственным прогрессивным классом, который заинтересован в уничтожении, а не сохранении существующего, т.е. капиталистического, способа производства.

«Увеличение прибавочной стоимости возможно путем двух основных приемов: путем удлинения рабочего дня («абсолютная прибавочная стоимость») и путем сокращения необходимого рабочего дня («относительная прибавочная стоимость»)… Накопление капитала, ускоряя вытеснение рабочих машиной, создавая на одном полюсе богатство, на другом нищету, порождает и так называемую «резервную рабочую армию», «относительный избыток» рабочих или «капиталистическое перенаселение», принимающее чрезвычайно разнообразные формы и дающее возможность капиталу чрезвычайно быстро расширять производство» (В.И.Ленин, «Карл Маркс»).

«Экспроприация непосредственных производителей производится с самым беспощадным вандализмом и под давлением самых подлых, самых грязных, самых мелочных и самых бешеных страстей. Частная собственность, добытая трудом собственника» (крестьянина и ремесленника), «основанная, так сказать, на срастании отдельного независимого работника с его орудиями и средствами труда, вытесняется капиталистической частной собственностью, которая покоится на эксплуатации чужой, но формально свободной рабочей силы… Теперь экспроприации подлежит уже не рабочий, сам ведущий самостоятельное хозяйство, а капиталист, эксплуатирующий многих рабочих. Эта экспроприация совершается игрой имманентных законов самого капиталистического производства, путем централизации капиталов. Один капиталист побивает многих капиталистов. Рука об руку с этой централизацией или экспроприацией многих капиталистов немногими развивается кооперативная форма процесса труда во все более и более широких, крупных размерах, развивается сознательное техническое применение науки, планомерная эксплуатация земли, превращение средств труда в такие средства труда, которые допускают лишь коллективное употребление, экономизирование всех средств производства путем употребления их как средств производства комбинированного общественного труда, вплетение всех народов в сеть всемирного рынка, а вместе с тем интернациональный характер капиталистического режима. Вместе с постоянно уменьшающимся числом магнатов капитала, которые узурпируют и монополизируют все выгоды этого процесса превращения, возрастает масса нищеты, угнетения, рабства, вырождения, эксплуатации, но вместе с тем и возмущения рабочего класса, который обучается, объединяется и организуется механизмом самого процесса капиталистического производства. Монополия капитала становится оковами того способа производства, который вырос при ней и под ней. Централизация средств производства и обобществление труда достигают такого пункта, когда они становятся несовместимыми с их капиталистической оболочкой. Она взрывается. Бьет час капиталистической частной собственности. Экспроприаторов экспроприируют» (К. Маркс, «Капитал», I).

Таким образом, неизбежность гибели капитализма и победы социализма марксизм выводит исключительно из экономических законов развития капиталистического способа производства, а не каких-то моральных норм или абстрактных идей о справедливости. Неважно, каким способом пролетариат придет к власти. Важно то, что, придя к власти, он совершит революционное преобразование общества, лишит буржуазию экономической власти и демонтирует военно-бюрократическую машину буржуазного государства.

Первый и главный революционный шаг, который осуществляет пролетариат, – это экспроприация средств производства в пользу всего общества. Для осуществления данных преобразований будет создано особое государство, защищающее интересы победившего нового господствующего класса, представляющее подавляющее большинство населения, т.е. пролетариата. Это «особое» государство, в котором монополию на власть имеет пролетариат, и есть «диктатура пролетариата». «Диктатура пролетариата есть упорная борьба, кровавая и бескровная, насильственная и мирная, военная и хозяйственная, педагогическая и администраторская, против сил и традиций старого общества» (В. И. Ленин, «Детская болезнь «левизны» в коммунизме»).

Подавив сопротивление свергнутых эксплуататоров, пролетарское государство постепенно будет упраздняться. «Вмешательство государственной власти в общественные отношения будет становиться в одной области за другой излишним и прекратится само собой. Управление людьми заменится управлением вещами и регулированием производственного процесса. Государство не будет «отменено», оно отомрет» (Ф. Энгельс, «Происхождение семьи, частной собственности и государства»). Но произойдет это не раньше, чем будет ликвидирована сама возможность реставрации капитализма в стране.


Ваш комментарий будет первым

Добавить комментарий

Популярное

Top